Римма Белякова: «В эту профессию меня привела судьба» Фото: Автор: Татьяна ВОЛЧЕНКО Опубликовано 21 марта 12 (13:01) Статья из номера: "Аргументы и факты - Саратов"№12 Народная артистка России о своем актерском дебюте и о любви к театру. Свой юбилей народная артистка России Римма Белякова отметила на любимой сцене академического драмтеатра им. Слонова в кругу многочисленных друзей, воспитанников и коллег. Поздравления в ее честь сыпались словно из рога изобилия со всех уголков России. Ее выпускники играют на подмостках в Саратове, Пензе, Санкт-Петербурге и Москве. Всего их уже более двухсот человек. И у каждого - своя история любви с замечательным педагогом и талантливой актрисой. Бедность быта и роскошь общения О своем актерском дебюте она вспоминает со смехом. Это случилось в Нижнем Новгороде, когда училась в третьем классе. При распределении ролей к спектаклю «Кошкин дом», как ни противилась маленькая Римма, но пришлось ей сыграть Козла. «Мама сделала мне хорошие рожки, а учительница подсластила обиду конфетой, но примерить кошкин хвост мне так и не пришлось», - говорит народная артистка, которой впоследствии «покорились» и Островский, и Гоголь, и Абрамов...Но самыми удачными из всех, по ее же словам, оказались роли Шарлотты в «Осенней сонате» Бергмана, Настасьи Филипповны в «Идиоте» Достоевского и Серафины в «Татуированной розе» Уильямса - они наиболее полно выразили ее сущность. А сколько для этого пришлось учиться! И ни где-нибудь, а в школе-студии МХАТ при МХАТ СССР им. М. Горького. - Приехала в Москву, остановиться негде, - продолжает Римма Белякова. - Так и бродила, словно бездомный котенок, по столице, пока меня не приютили в семье однокурсницы. В моей юности не было красивых, дорогих вещей...Но бедность быта сполна компенсировала роскошь общения. Она набиралась мастерства у гениальных артистов: Тарасовой и Степановой, Грибова и Пилявской, Массальского и Ефремова; видела, как загорались звезды: Владимир Высоцкий, Альберт Филозов, Анатолий Ромашин... Жизнь Беляковой не скупилась на яркие встречи. В доме одного из однокашников, Бориса Ардова, ей посчастливилось познакомиться с Анной Ахматовой, имя которой было тогда под запретом. И все с той же ватагой студентов она побывала в обществе живой легенды Ольги Книппер-Чеховой. Курс, на котором училась Римма, стал последним из тех, что почтила своим вниманием жена и муза выдающегося писателя и драматурга. «Я не мыслю себя без театра» И вот свой юбилейный вечер она открыла спектаклем «Соло струны без оркестра», основанным на письмах великой актрисы Книппер-Чеховой к своему не менее великому супругу. Она не играла, а жила! Буквально каждую минуту! И зал, казалось, проживал невосполнимую утрату вместе с ней... так осторожно проводящей грань между ролью и жизнью, удивительным образом продублировавшую один из эпизодов Ольгиной судьбы. - Работая над пьесой, я прочла не один поразительный факт из жизни Антона Чехова, - скажет Римма Белякова потом. - Но главное, я воплотила в жизнь то обещание, что дала Георгию Петровичу Банникову: доработала этот материал. Доработала и посвятила светлой памяти мужа. Ее многогранному таланту оказались одинаково подвластны и характерные, и классические роли. Чувство стиля и такта, эмоциональная выразительность помогли блестяще сыграть более 40 ролей отечественного и зарубежного репертуара. Сегодня она щедро делится своим талантом с подрастающим поколением актеров. - Я вижу, как они взрослеют и становятся профессионалами. И я без них не мыслю свою жизнь. Я не мыслю себя без любви к театру! Я обожаю свою профессию, она дарит мне любовь! Досье: Римма Белякова - народная артистка РФ, профессор, заведующая кафедрой мастерства актера, художественный руководитель курса. Заместитель председателя Саратовской организации Союза театральных деятелей России.